Любые попытки улучшить процесс строятся на человеческой интуиции, опыте и экспертных мнениях. Как бы мы не стремились формализовать процесс улучшений, какие бы расчеты и графики не использовали, в основе всего лежат человеческие идеи. А статистика лишь помогает подтвердить, уточнить, оцифровать или опровергнуть экспертное мнение. Поэтому при анализе процессов центральное место занимает работа с экспертными мнениями.
Чтобы работать с экспертными мнениями нужно уметь правильно задавать вопросы. Какие вопросы нужно задавать экспертам? Какие вопросы они должны сами себе задавать, чтобы выходить на эффективные мероприятия по улучшению процессов. Теория логики предоставляет нам серию направленных постановок вопросов, которые способны быстро и эффективно проверить состоятельность экспертных предположений. Для этой цели разработаны специальные инструменты 4Q (4 вопроса), 5whys (5 почему) и Диаграмма Исикавы, которые позволяют решить сразу несколько проблем:
Проверить истинность выявленных причин, которые привели к появлению несоответствий/брака (не заблуждаются ли наши технологи);
Оценить достаточность выявленных причин (нужно ли еще думать над причинами, или можно остановиться);
Проверить достаточность разработанных мер для устранения проблемы (хватит ли того, что мы запланировали, чтобы устранить появление проблемы в будущем);
Проверить, можно ли решить проблему более простым способом
Обсуждать с коллегами любую проблему на основе доказательных рассуждений, а не на основе частных эмоциональных мнений
Убедительно представлять перед руководством логику своих рассуждений
Качество анализа целиком зависит от того, насколько хорошо проведен логический анализ причин возникновения проблем в процессе.