Статьи

Методы анализа. Факторный анализ

Часто в социологических, экономических, психологических исследованиях мы имеем дело с многомерной информацией. Если изучаемые объекты - люди, а ответы на вопросы анкеты соответственно принаки изучаемых объектов, то очень часто трудно сгруппировать людей в однородные группы, поскольку при анкетировании задаются несколько десятков вопросов. даже если разбиение на группы удалось, то сложно описать характеристики этих групп. В этом случае можно попробовать перейти от исходного многомерного факторного пространства к новым факторам, которые обобщали бы в себе все ответы на вопросы. Техника факторного анализа в прикладном смысле нацелена на снижение размерности поля признаков.

 

Покажем возможности применения факторного анализа на следующем примере:

Допустим, мы обработали 1000 анкет наших потенциальных клиентов, каждая из которых содержит порядка 50 вопросов. Задача, которая стоит перед исследователем - на основе собранных данных выделить сегменты потребителей, описать профиль клиента из каждого сегмента и разработать политику дальнейшего стимулирования сбыта для каждого сегмента отдельно.

Очевидно, что одновременно отслеживать изменение ответов по 50 пунктам достаточно сложно.
Можно предложить несколько вариантов решения проблемы:
- применить кластерный анализ и разбить клиентов на группы, работать с каждой группой "индивидуально"
- можно на основе дисперсионного, или дискриминантного анализа провести аналогичные процедуры, определить дискриминирующие и классифицирующие функции, а дальше применить процедуру, предложенную в предыдущем пункте …

Однако необходимо помнить, что:

1) не всегда эти подходы дают хорошо интерпретируемые результаты;
2) ценность выводов, подтвержденных в рамках нескольких подходов многократно возрастает;
3) чем проще интерпретируются результаты, тем выше прикладная ценность анализа.

Что даст нам факторный анализ в данной задаче? Факторный анализ позволит нам от 50 прежних вопросов в анкете перейти к нескольким новым интегральным характеристикам, достаточно хорошо описывающим рассмотренную совокупность. Если повезет, от 50 вопросов можно перейти к двум интергральным показателям. Что показывают эти интегральные факторы - это вопрос к исследователю. Именно исследователь должен наполнить новые факторы интерпретационным смыслом.

В нашем случае могла получиться следующая картина: факторный анализ предложил представить все вопросы анкеты с помощью двух факторов. Анализируя полученную картинку исследователь дал следующую интерпретацию полученным факторам:

- Фактор 1 - степень удовлетворенности человека своим положением в обществе;
- Фактор 2 - степень управляемости сознания человека средствами СМИ.

Перейдя от 50 характеристик к 2 мы теперь можем расклассифицировать всех респондентов на несколько групп по степени выраженности двух новых факторов. Это уже сделать достаточно просто.

Однако никогда нельзя точно сказать какой результат даст факторный анализ. Могут получиться хорошо интерпретируемые новые факторы, а возможно ничего и не получится.

Остались вопросы?

Напишите нам и мы подробно ответим на все Ваши вопросы!