Статьи

Изменения, которые при составлении опросов и анкет могут повлиять на ответы

А вы знаете, что респонденты предпочитают левую сторону шкалы ответов?  
Например, если вы попросите респондентов оценить что-то в баллах и расположите ответы на вопрос таким образом: 
2     1     0     -1     -2 
, то получите несколько бОльшее значение в баллах, чем при противоположном расположении вариантов ответов: 
-2     -1     0     1     2 

Конечно, разницу вы начнете замечать, если число респондентов превысит 100, а также проявляется такое смещение не для всех вариантов шкал ответов (а их около 15). Но иметь в виду этот феномен нужно для понимания и сравнения результатов различных опросов. 


Многие из методов построения элементов и масштабирования в исследованиях пользователей основаны на маркетинге и психологии. Некоторые темы могут быть противоречивыми, деликатными или запутанными, поэтому всегда важно задавать правильный вопрос с правильными вариантами ответа.

Отношение к практичности, как правило, не является спорным, поэтому вы, скорее всего, получите более честные ответы. Следовательно, небольшие изменения в формулировке элементов и количестве шагов шкалы с меньшей вероятностью приведут к значительным различиям в баллах. Тем не менее, важно понимать некоторые из этих эффектов при создании и анализе шкал в анкетах и опросах.

При создании элементов ответов существует много предостережений и исключений. В данной статье мы хотим рассмотреть одно из них, которое заключается в том, что респонденты предпочитают левую часть шкалы ответов. Возьмите следующие два варианта ответа:

Мой ВУЗ имеет отличную репутацию

Полностью не согласен Скорее не согласен Не определился  Скорее согласен Полностью согласен 

и

Мой ВУЗ имеет отличную репутацию

Полностью согласен Скорее не согласен  Не определился Скорее согласен Полностью не согласен

             

Больше студентов согласились со вторым вариантом ответа, чем с первым. Единственным отличием является порядок, в котором представлены варианты ответа (сначала «соглашусь» или «не соглашусь»). Если вы поставите значения от 1 до 5 для первой шкалы и от 5 до 1 для второй шкалы, то у вас будет более высокий средний балл по второму варианту ответа.
Это явление также наблюдалось, когда, например, проводился опрос качества пива. В нем использовались противоположные прилагательные, личные оценки, и предпочтения в отношении продуктов A против B или B против A. Там также выяснилось, что респонденты имеют небольшую предрасположенность к элементам, представленным на левой стороне шкалы.

 

Насколько велико влияние «левостороннего уклона»?


Важно помнить, что этот и многие другие эффекты, которые вы получаете от изменения формулировки, направления вопроса, маркировки и количества шагов масштабирования, невелики. Например, типичная разница — это что-то вроде .2-.3 от разницы в точках (по 5-балльной шкале) или около 1/3 от разницы в стандартном отклонении.
Вы не увидите эти различия, пока ваш размер выборки не превысит 100. Как и в случае большинства воздействий на шкалы ответов, смещение присутствует не во всех масштабах и, по-видимому, происходит чаще, когда оцениваемый элемент формулируется положительно.
При измерении отношения к удобству использования (которое обычно не является чувствительным) обычно бывает так, что эффекты непригодных интерфейсов перевешивают нюансы в дизайне вопросника. Например, использование чрезвычайно сложно сформулированных пунктов или вопросов будет иметь гораздо большее влияние на ответы.

Почему так происходит?


Исследования показывают, что причина может крыться как в самих участниках, так и в элементах, которые вызывают смещение внимания влево. Предполагается, что это может быть связано с мотивацией участников, привычками чтения и уровнем образования в сочетании с эффектом первенства, ясностью пунктов и спецификой ситуаций.

Выводы:


- Исследователь, который хочет, чтобы было больше положительных ответов, может разместить предпочтительные варианты ответов слева.
- Если вы укажете предпочитаемый ответ на левой стороне, это немного увеличит ответ.
- Если сравнивать результаты с прошлыми или будущими показателями, то эффект от смещения будет незначительным - независимо от того, существует ли смещение в ответах, оно будет иметь место в обоих опросах. Сравнения всегда более значимы, чем отдельные результаты.
- Разницу вы заметите только в том случае, если размер вашей выборки превышает 100 ответов в каждой группе.
 

Остались вопросы?

Напишите нам и мы подробно ответим на все Ваши вопросы!